Системный раздел
Материалы в системном разделе
1925 г. р.
IV Украинский, II, III Белорусский фронты. Младший лейтенант.
Награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды.
1918 г. р.
1919 г. р.
Служба в Советской Армии с сентября 1939 по август 1947 года. III Белорусский фронт. 67 отдельный железнодорожный батальон 1-й Кенигсбергской бригады. Сержант, санинструктор.
Награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945
гг.», юбилейными.
С 1969 по 1974 год работал начальником станции, начальником службы движения, с 1979 по 1987-й – грузчиком в управлении железнодорожного транспорта Качканарского горно-обогатительного комбината.
1913 г. р.
Служба в Советской Армии с 1941 по 1945 год.
Работал в тресте «Качканаррудстрой».
1920 г. р.
Старшина. Участник обороны Ленинграда, взятия Кенигсберга.
Награжден боевыми медалями.
С 1957 по 1966 год работал машинистом экскаватора в управлении механизации № 2, арматурщиком в строительном управлении № 7 треста «Качканаррудстрой».
1924 г. р.
Служба в Военно-Морском Флоте с ноября 1942 по март 1950 года. Северный флот. Старшина 2-й статьи, моторист подводных лодок.
Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными.
С 1964 по 1998 год работал машинистом грохота, слесарем, художником в аглоцехе и цехе окатышей Качканарского горно-обогатительного комбината.
Защитник Советского Заполярья
Как давно, уважаемые качканарцы, вы были в городском музее? Давненько? Ясно... А вы что, вообще там ни разу не бы¬вали? Зря, зря... В музеях нуж¬но бывать. В разных. У нас есть и школьные неплохие музеи. И бы¬вать в музеях нужно не по разу. Первый раз лучше с экскурсоводом, чтобы полу¬чить общее представление. А потом мож¬но и самостоятельно, с детьми, не спеша все осмотреть, акцентируя внимание на деталях, ранее не замеченных. И поверьте, каждый раз вы будете открывать для себя что-то новое, тем более что экспозиции постоянно обновляются.
Вот, например, в ноябрьские дни в городском музее имела место выставка картин художника И.И.Пермякова. К сожалению, до выставки не был знаком с Ильей Изосимовичем, даже имени его не слыхал, как и многие из вас, уважаемые качканарцы. Причина в нем самом: это человек невероятной скромности, просто невероятной. Поэтому большое спасибо музею. А теперь мы постараемся восполнить этот пробел и познакомимся с этим интересным человеком. И потому что это очень талантливый человек, достойно проживший жизнь. И потому что И.И.Пермяков - из когорты победителей, то есть из тех людей, перед которыми мы в вечном неоплатном долгу.
СВОЮ ЛЕПТУ в победу над фашистской Г ер- манией он внес в составе героического Северного флота. Интрига еще и в том, что речь идет об ударной силе флота. И в годы войны, и почти пять лет после войны И.И.Пермяков служил подводником. Из всех военных специальностей профессия подводника - одна из самых опасных. Хотя неопасных на войне не бывает. И все же... Вот о нем, художнике по профессии мирной и подводнике по профессии фронтовой, наш рассказ. Наш с Ильей Изосимовичем, потому что максимально буду стараться цитировать его воспоминания, хотя честно скажу: разговорить Илью Изосимовича очень сложно, так сложно, как будто бы он партизан, а не подводник.
ПРИ ВСЕМ ПРИ ТОМ, что все картины на выставке были очень хорошие, особенно внимание привлекали две. Чувствуется, что автор вложил в них душу. А как же иначе: ведь на них запечатлены его родные места. Одна картина называется «Кытлым», другая - «Усть-Тылай».
В поселке с загадочным названием Кытлым (даже в топонимическом словаре А.К.Матвеева нет его расшифровки) в 1924 году Илья Изосимович родился. Места, конечно, живописные, да вот жизнь была трудная. Хотя опять же у кого она в то время была легкая? В нашем случае - это маленький огородик, скотины никакой, на хлеб насущный зарабатывали старательством. А талант, искра Божия, был всегда. Рисованием мальчик увлекался с детства. Первый опус в портретном жанре — портрет Сталина, нарисованный углем на побеленной печке. В качестве «гонорара» попало от матери. Можно только гадать: то ли печки было жалко, то ли понимала женщина, что подобное художество опасно. Так как в депрессивном Кытлыме работы не было путь в большую жизнь у 16- летнего Ильи пролегал через Нижний Тагил, где он с приятелем в 1940 году устроился в ФЗУ при 56-м заводе.
А ВОЙНА, незваная гостья, уже стояла у порога. Надо ли объяснять, что значил Урал в войну для страны, а Нижний Тагил - для Урала? Седой Урал ковал победу, а Нижний Тагил был одним из главных «цехов» этой великой «кузницы». Друзья- приятели из Кытлыма трудились все на этом же заводе, выдававшем военную продукцию. В частности, снаряды: приятели работали на шнек- аппаратах - набивали снаряды тротилом. Случались аварии. «Я пришел сменить товарища, а он надышался тротиловой пылью - в цехе от нее был туман!» - вспоминает И. И. Пермяков. Смены были по 12 часов, организовано питание, хотя иногда «придешь в столовую, особенно в ночные смены, а тебе говорят, что ты уже покушал». Пришлось поработать и на конвейере, и ящики под снаряды готовить. Но где-то через полгода их отпустили домой. Сложно объяснить, почему это было сделано, вроде как в войну трудовые кадры были востребованы. «Мы даже просились, чтобы нас куда-то определили, обращались в военкомат, чтобы нас куда-то взяли, но мне лично ответили: «Идите перезимуйте, а весной приходите».
ЗИМА пролетела быстро, и весной 1942 года новобранцы из Исовского района в пульмановских вагонах, набитых под завязку, ехали по хорошо знакомому многим качканарским ветеранам маршруту на Дальний Восток. Во Владивостоке попал в морской экипаж на Второй речке, а дальше... А дальше пусть уже сам Илья Изосимович рассказывает, как стал подводником. «Во время отбора за столом сидели три человека. Справа за столом сидел офицер из береговой обороны, прямо - танкист, слева - какой-то офицер в черной шинели. Я стою перед ними раздетый, в трусах. Танкист спросил: «Куда бы вы хотели?» Из береговой обороны перекинулся со мной, а этот сидел молчал. Говорю офицеру в черной шинели: «Я к вам пойду!» Они: «А куда?» - «Я не знаю!» Они посмеялись, я не переспросил. Потом, когда повезли, слухи пошли, что куда-то на учебу. Оказалось, на Аральское море, в учебный отряд подводного плавания».
Не мог не спросить насчет страха: все-таки приходилось погружаться под толщу воды, что и в мирное-то время небезопасно - вспомнить хотя бы катастрофы последних лет. На этот вопрос ветеран спокойно, без всякой рисовки ответил: «Нет. Никакого волнения, никакого страха не было. Пять лет прослужил на подводной лодке - никаких задних мыслей, никаких страхов и боязни, вернешься или нет, не было!»
По словам Пермякова, их очень хорошо учили - это было эвакуированное Ленинградское училище. Илья Изосимович там получил специальность дизелиста. Вспоминает И.И.Пермяков: «С Аральского моря нас, несколько человек, попало на вновь строющуюся лодку в город Горький. Лодку моментально сляпали и нам сказали: «Вы смотрите, учитесь, набирайтесь опыта». Мы работали вместе с рабочими. Очень быстро сделали. Механизмы были готовы, их привозили, крепили. Монтировали очень хорошо. Когда потом мы ходили в море, ничего не бежало, не ломалось. Нас и лодку погрузили в баржу-плоскодонку и привезли в Архангельск, потом своим ходом пришли в Полярный».
Север ничем особенным не показался уральскому пареньку, кроме продолжительности дня и ночи в разное время года. «Уже после войны меня перевели инструктором водолазного дела в штаб бригады. Раньше, на подводной лодке, нас будили, а сейчас я спал один в комнате. Часов у меня не было, проснешься ночью, а солнце висит, выглянешь в коридор спросить время - три часа ночи. А в зимнее время подъем флага был в десять часов, в 14.00 - спуск, потому что день кончался».
ИТАК, легендарный Северный флот. Невозможно переоценить его роль и значение в годы Великой Отечественной войны. Вот обратите внимание, уважаемые читатели, на такой факт: из всех направлений, по которым наступали немецко-фашистские войска, самые скромные успехи они имели на севере. На юге их орды огнем и мечом прошли по Украине, захватили Крым и Северный Кавказ. На центральном направлении фашистские сапоги топтались близ Москвы. А на севере? Наше Заполярье и его столица - город-герой Мурманск - оказались им совершенно не по зубам, хотя имели огромное стратегическое значение. Через северные порты осуществлялись внешние связи Советского Союза, здесь и Северный морской путь на Дальний Восток, обеспечение бесперебойной работы сухопутных и морских внутренних коммуникаций и т.д. Не сумев захватить Мурманск в начале войны, гитлеровцы что только ни делали: систематически подвергали город ударам авиации, пытались блокировать его своими подводными лодками. Безуспешно! Кто оборонял наши северные твердыни? Войска Карельского (бывшего Северного) фронта и Северный флот. Объективности ради еще назовем Беломорскую военную флотилию. И ведь не только оборонялись, но и нападали, нарушали морские коммуникации противника, топили его корабли. В первые два года - исключительно силами подводных лодок. Особенно, конечно, на слуху подвиг подводной лодки К-21 и ее командира Лунина, ставшего Героем Советского Союза за торпедирование красы и гордости немецкого флота «Адмирал Тирпиц».
- Лунина видели? — спрашиваю у Ильи Изосимовича.
- Видел, - отвечает, - лодки стояли рядом. И продолжает:
«Подводная лодка - это отдельная боевая часть, боевая единица со своим почтовым адресом. У нас была лодка С-17. Перед походами не волновались: некогда было волноваться, надо было выполнять то, что тебе положено. Я - дизелист, если я не буду дизель обслуживать, не буду клапочуки открывать и закрывать вовремя, я затоплю лодку. Поэтому надо было все успевать делать - этому нас учили. Ответственность на дизелисте очень большая: это ход, это ноги корабля. Сбоев в работе у нас не было. Если что-то где-то надо ремонтировать - это все выполняли сами, что не могли — другая команда, если что-то серьезное — ставили корабль в док».
КОНЕЧНО, очень хотелось знать детали и подробности: куда и какие были походы, сколько дней продолжались, с какой результативностью и т.д. Но Илья Изосимович упорно отвечал: «Нет, не знаю, это я не могу вам сказать...» Когда же я его «достал» своими вопросами, для него, возможно, глупыми, он сказал следующее: «В военное время лишних вопросов не задавали. Если будешь интересоваться, черт знает, что тебе могут приписать. Был случай: лежали на грунте, а где, сколько, на какой глубине, я не знаю. Выпускали нас покурить. Идешь наверх, направо лежала штурманская карта. Хочется взглянуть, где мы находимся, так другой раз на нее что-то и набросят, потому что знали, кто может читать, а кто нет. Даже командир до поры не знал задания, что уж о нас говорить. Было такое: мы идем в какой-то квадрат, и только там командир вскрывает пакет с заданием. Да что говорить: в письмах, что писали домой, было только «здравствуйте» и «до свидания», остальное вымарывала цензура».
Все верно. Это в нынешние времена секретов вроде как и не существует: по телевизору чего только ни увидишь, а то поезжай в Нижний Тагил на выставку вооружений — смотри, щупай, можешь сфотографироваться хоть с «Тополем», хоть с чем. А по тем временам секретно было все или почти все, а значит, чем меньше знаешь, тем безопасней для тебя, тем крепче спишь.
И.И.Пермяков продолжает: «Дней в походе не считали. Но ограничение было в чем: дизеля работали на солярке, ее набирали в топливные отсеки в определенном количестве—больше не возьмешь. День и ночь значения не имели: четыре часа стоишь на вахте, четыре отдыхаешь. Это по готовности №2. А по готовности №1 все были на своих боевых постах. У нас коек не было. Вернее, они были в отсеках первом, четвертом и седьмом, но за все походы я ни разу не отдыхал на своей койке, потому что по боевой готовности переборки между отсеками закрывались. Дремали там, где присядем».
Вот так служил Родине старшина второй статьи И.Пермяков. Служил достойно, заработал за выполнение боевых задач уважаемую в военной среде медаль «За боевые заслуги». Еще такой интересный факт рассказал: война закончилась, а выходов меньше не стало. Кажется, даже больше ходили. Последние годы, как уже упоминали, дослуживал в штабе бригады инструктором. Но вот удивительное дело: такой солидный пласт в жизни И.И.Пермякова занимает война и военная служба, а у него нет ни одной картины на эту тему.
ДЕМОБИЛИЗОВАВШИСЬ, снова в родные края. Только вот делать там было совершенно нечего: работы никакой. Тогда бывший подводник отправляется в Казань, поступает в художественно-педагогическое училище, заканчивает его и становится профессиональным художником. Не без некоторых мытарств судьба приводит его в Качканар. Работает по специальности сначала в тресте, потом долгие годы — в ГОКе. Выполнял то, что требовалось производству: рисовал плакаты, лозунги, портреты передовиков и членов политбюро. А для души... К сожалению, производство и производственная дисциплина такое понятие, как душа, в расчет не принимают. Поэтому картины на выставке в городском музее написаны в основном в начале 60-х годов. Но в этом их особая ценность: картины И.И.Пермякова не только произведения искусства, но и памятники эпохи, эту самую эпоху прекрасно отражающие. Вот картина «Качканар», написанная в 1963 году. А на ней — свеже выстроенный кинотеатр «Юность» в обрамлении берез. Очень мило, симпатично. Портреты опять же не кого-то, а наших земляков. Да и другие картины очень интересны.
И вот еще о чем подумалось. Подумалось о картинной галерее в городе Качканаре. Вот в Краснотурьинске есть под это дело отличный выставочный зал. Сегодня нам тянуться за Краснотурьинском может и не стоит. Но если подумать на перспективу? Качканарский ГОК идет в гору. Там, глядишь, появится производство по извлечению редко-щелочноземельных элементов. Бюджет в Качканаре будет как в каком-нибудь Югорске, а то и поболе. И вот тогда... Вот и подкапливать бы нам картины для будущей картинной галереи. И уже сейчас что-то для нее покупать, что-то художники, быть может, подарили. В любом случае в этой картинной галерее достойное место могли бы занять картины И.И.Пермякова, замечательного художника, ветерана войны, защитника Советского Заполярья.
Михаил ТИТОВЕЦ.
1920 г. р.
Служба на Дальнем Востоке. Участник войны с Японией.
Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией».
С 1986 по 1988 год работал начальником караула ВОХР Качканарского горно-обогатительного комбината.
1906 г. р.
Участник Великой Отечественной войны. Старший лейтенант, замполит.
Награжден медалью «За боевые заслуги».
С 1961 по 1964 год работал слесарем, автогрейдеристом в автотракторном цехе, с 1966 по 1969-й – слесарем на рембазе и Главном карьере Качканарского горно-обогатительного комбината.
1926 г. р.
Служба в Советской Армии с ноября 1943 по октябрь 1946 года. Дальний Восток. 488 стрелковый полк, стрелок. 363 стрелковая дивизия, командир стрелкового отделения. Старшина.
Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые
заслуги», «За победу над Японией», юбилейными.
1923 г. р.
Калининский фронт. Рядовой, бронебойщик ПТР.
Кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны I степени, награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945
гг.», юбилейными.
С 1976 по 1980 год работал маляром на обогатительной фабрике Качканарского горно-обогатительного комбината.
Добавлено 06.02.2018г. "Новый Качканар" 15.12.2017г. автор Владимир Перминов
Хотите жить долго - буьте оптимистами!
В ноябре моем отцу, Вячеславу Ивановичу Перминову, исполнилось 94 года.