Сабанина Римма Михайловна
Римма Михайловна Сабанина, выпускница Нижнетагильского педагогического института, с 1967 года работает в качканарской школе № 4. Благодаря высокому уровню профессионализма, активной жизненной позиции, требовательности, прежде всего к себе, Римма Михайловна пользуется непререкаемым авторитетом среди учителей, учеников и их родителей.
Четверть века Римма Михайловна, помимо выполнения своих основных учительских обязанностей, руководила городским методическим объединением, делясь опытом и наставляя молодых преподавателей.
В 1986 году Римме Михайловне был вручен знак «Отличник народного просвещения».
В 1996 году ей присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
Звание «Почетный гражданин города Качканара» присвоено Сабаниной Римме Михайловне в 2002 году.
Добавлено 01.02.2016г.
ПРИЗВАНИЕ:
Римма Сабанина о времени и о себе
Мастер педагогического труда
Коллектив школы им.К.Н.Новикова представляет на соискание звания «Почетный гражданин города Качканара» кандидатуру Сабаниной Риммы Михайловны, Заслужённого учителя России, отличника народного просвещения.
Р.М.Сабанина родилась в 1945 гаду в г.Серове. В 1966 году закончила Нижнетагильский педагогический институт. С 1967 гада работает в средней школе №4 (ныне школа им. К.Н.Новикова). Здесь прошла она большой путь от молодого специалиста до выдающегося мастера педагогического труда.
Римма Михайловна - продолжатель и носитель лучших традиций российского учительства. Ее отличают глубокие знания и огромный творческий потенциал. Реализуя эти качества, она имеет отличные результаты. Такими результатами являются вовлечение каждого школьника в процесс активного учения, интерес к изучаемому предмету у ее учеников. В сочетании с прочными знаниями и сформированными навыками. Ученики Риммы Михайловны всегда демонстрируют высокий уровень обученния, глубокие и прочные знания в теории и практике, способны включаться в познавательный процесс. Они постоянно показывают высокие результаты на олимпиадах, конкурсах, турнирах на уровне города, округа, области. Среди ее учеников - четверо золотых и десять серебряных медалистов.
Имея такие прекрасные результаты, Римма Михайловна тем не менее постоянно повышает свое профессиональное мастерство, изучает последние достижения педагогической науки и практики, совершенствует методику преподавания, ищет новые формы и методы организации занятий с учащимися и щедро делится своими находками и открытиями с коллегами.
Деятельность Р.М.Сабаниной давно вышла за рамки одной школы, имеет общегородское значение и положительный резонанс в области.
Вот уже 25 лет Римма Михайловна является творческим руководителем учителей математики города, возглавляя городское методическое объединение преподавателей этого предмета. Именно под ее руководством и при ее непосредственном участии формируется и совершенствуется мастерство учителей математики на протяжении такого длительного срока, что уникально не только для нашего города, но и для всей области.
Высокий рейтинг профессионализма и доверия, четко выраженная позитивная жизненная позиция, строгие моральные и этические нормы, бескомпромиссная требовательность прежде всего к себе делают Римму Михайловну нравственным ориентиром для коллег, позволяют ей пользоваться безусловным авторитетом среди учащихся и их родителей, быть в числе неформальных лидеров качканарского учительства.
РМ.Сабанина оказывает существенное влияние на воспитание социальной зрелости своих выпускников, на их выбор ценностных ориентиров. 20 выпускников из классов, где она была классным руководителем, выбрали профессию учителя.
Самоотверженный труд Сабаниной Р.М. отмечен высокими профессиональными наградами:
- в 1986 году она получила значок «Отличник народного просвещения»,
- в 1996-м ей присвоено высокое звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
Награждалась также грамотами облоно, администрации города, управления образования и социокультурной сферы.
Такие люди, как Сабанина Римма Михайловна, много и плодотворно потрудившаяся на благо Качканара, составляют золотой фонд нашега города. Не сомневаемся, что ее имя займет достойное место в ряду его почетных граждан.
Кандидатура Сабаниной Риммы Михайловны на присвоение звания «Почетный гражданин города Качканара» была обсуждена на собрании трудового коллектива (Протокол от 29.03.2002 г.)
Заслуженный учитель России.
Очень скромно и только в стенах школы им. К.Н.Новикова отметила свой юбилей известный качканарский педагог Сабанина Римма Михайловна. Конечно, скромно не по заслугам: ведь не так много у нас в Качканаре Заслуженных учителей России. Хотя скромность эта проистекала исключительно от самого юбиляра: такова была ее воля. Римме Михайловне хотелось, чтобы и в школе этот день, 15 ноября, прошел буднично, по-рабочему. Но и коллектив школы не мог отказать себе в праве на то, чтобы хотя бы в этот день сказать слова признательности человеку который является гордостью не только школы, но и всего образования г.Качканара, А потому праздничная атмосфера в этот день в школе ощущалась. Уроки юбиляра предваряли поздравления учеников, на переменах с поздравлениями спешили коллеги, а кабинет был обильно расцвечен цветами и воздушными шариками.
Обычно юбилей подразумевает какой-то итог. Здесь — совершенно иной случай, потому что педагог в пути, в движении, в развитии... Когда писались эти строки, Рима Михайловна находилась в Москве, на курсах повышения квалификации, лучших из известных курсов по математике, которые регулярно проводит известный математик Звавич.
Как округлились глаза одного выпускника Риммы Михайловны, знающего ее опыт и регалии, когда он узнал, что та на курсах: «Зачем ей?! Ведь она же Заслуженный,..». Потому , наверно, и заслуженный, что, несмотря на заслуги, через невероятные трудности стремится она к знаниям, понимая, что учитель является учителем, пока сам учится.
Вот почему в данном случае не уместно говорить о достигнутом, итогах и т. д. Зато это прекрасный повод поразмышлять об учительском призвании. Именно о призвании, а не ремесле. Потому что на людях, нашедших свое призвание и реализующих его, наша страна пока что и держится. Особенно система образования, о кризисе которой много говорят.
Если кризис и есть в образовании, то главная его составляющая — кадры. Когда-то еще дедушка Сталин говаривал: "Кадры решают все...". Именно так, причем везде. Особенно же в сферах, где работа связана с людьми: Священник, врач, милиционер, судья... Список можно продолжать до бесконечности, перечисляя людей, к которым общество предъявляет особые требования, но первым в этом списке стоит учитель. Можно быть атеистом, иметь железное здоровье, в жизни никогда не соприкоснуться с правоохранительной системой, но системы образования не минует никто. Хочет — не хочет человек, но в стенах учебного заведения ему приходится пребывать 8-10 лет. Немало! Там его учат, там из него что-то лепят...
А вот кто? При множестве качеств, которыми должен обладать учитель, важнейшими являются два: он должен быть Личностью и Профессионалом.
По злому умыслу или недомыслию, но в последние 10-15 лет совершенно ничего не делается, чтобы мало-мальски даровитые личности попадали в школы. Престиж учительской профессии упал — дальше некуда. Прежде всего следует сказать об унизительном материальном положении. Если, к примеру, бывший двоечник, не имея образования и квалификации, получает на порядок больше, чем учитель высшей квалификации, — лучший антирекламы педагогическому труду не найти.
Мы очень быстро усвоили западные нравственные ценности, в основе которых лежат права, в том числе и право на достойное материальное положение. Кстати, очень симпатичное право, которое в школе, увы, не реализуешь. Вот и реализуют где-нибудь поближе к бизнесу. При таком отношении система образования должна была рухнуть. Но не только не рухнула, но даже развивается и делает определенные успехи. Благодаря чему? Или, лучше сказать, кому?
Благодаря им, людям, для которых профессия учителя — это не только способ заработать на кусок хлеба. Благодаря им, для которых учительство — это высокое призвание. Которые не побегут за более длинным рублем. Которые, несмотря ни на что, и в нынешних условиях сохранили высокое достоинство.
Положа руку на сердце признаемся, что мы хотим именно таких учителей для наших детей. Не скрою, очень радует, что таких учителей вижу вокруг себя в школе им. К.Н.Новикова. Причем немало, и разных возрастов, а не только старшего поколения. Но несомненным лидером среди них является Сабанина Римма Михайловна.
Люди, подобные ей, свое отношение к окружающему миру формируют на исконно русских этических нормах, в основе которых лежат не права, как на Западе, а долг — перед Богом, Отечеством, людьми... И кстати, Бог здесь упомянут не для красного словца, не всуе...
Передо мной фотография, на которой запечатлена семейная пара: молодой, удивительно красивый священник и симпатичная дама, удивительно похожая на Римму Михайловну. Это ее дедушка и бабушка.
Вот вам и здоровые нравственные истоки, корни, которые Советская власть пыталась подорвать: семья была репрессирована. И уже не умеренный климат ленинградской области, а суровые условия Ивдельского района наложили отпечаток на характер Риммы Михаиловны. Там жили ее родители, там прошло ее детство и юность. Думается, нет ничего удивительного, что внучка священника стала учительницей: и там и там — тяжелый крест служения, в первом случае - Богу, во втором — людям.
Учительницей стала еще одна внучка протоиерея Василия Вознесенского — старшая сестра Риммы Михайловны — Валентина Михайловна Яновская, еще одна легенда школы № 4.
Школа № 4 стала судьбой для обеих сестер. Римма Михайловна пришла сюда молодым специалистом. Здесь усвоила азы педагогической премудрости под руководством выдающихся педагогов К.Н.Новикова, Н.П.Петровой, 3.Л.Рябовой. Здесь раскрывался ее педагогический талант.
Вспоминается, как на 30-летнем юбилее школы,поздравляя Римму Михайловну с присвоением звания Заслуженный учитель России, мы, ведущие праздника, спросили у нее, когда, на каком году работы она почувствовала себя мастером, которому все по плечу. Как мудро ответил педагог на в общем-то глуповатый вопрос. Она повела разговор о школьных традициях и назвала десяток имен прекрасных учителей, настоящих звезд, которые работали или работают в нашей школе. И сказала, что с такими коллегами нельзя было плохо работать. И добавила, что мастером она себя никогда не ощущала. Сказала это искренне.
Но мы-то знаем, что это не совсем так. Вернее, совсем не так. Это действительно мастер, профессионал высочайшей пробы. Это могут подтвердить сотни выпускников, которым она дала прекрасные знания по математике. Особенно громко будут слышны голоса тех из них, у которых Римма Михайловна, будучи классным руководителем, пробудила интерес к профессии учителя и которые выбрали в жизни эту нелегкую стезю.
А еще десятки учителей математики школ города, для которых Римма Михайловна является наставником 23 года, ведь именно столько она возглавляет городское методическое объединение математиков, лучшую предметную секцию в городе. Есть что сказать и специалистам управления образования, ведь в течение многих лет Римма Михайловна непременный и несменяемый член многочисленных комиссий: медальной, экспертной,аттестационной...
Сложно определить, где у таких людей чувство долга, а где человеческие качества. Несколько лет назад очень тяжело шел педсовет по допуску к экзаменам. Нескольким ученикам, имевшим «хвосты» по предметам, реально грозил недопуск, а как следствие — они могли остаться без аттестата об образовании. Страсти на том педсовете кипели не шуточные и были явно не в пользу учеников.
В самый критический момент слово взяла Римма Михайловна и твердо заявила: "С некоторых пор наша школа носит имя Новикова. А Константин Никитич нас учил всегда, до последнего биться за ученика. Сегодня 23 мая. Экзамен — 1 июня. Если понадобится — соберемся ночью 31 мая. А до этого времени — дать им шанс!» Что тут скажешь?
Такие люди — несерые урокодатели, которые отвели уроки, избушку на клюшку, ногу за порог — и забыли о школе. Для таких людей проблемы школы их личные проблемы. Когда несколько лет назад над школой нависла реальная угроза разложения и деградации, именно Римма Михайловна не только возглавила, но и довела до конца борьбу за оздоровление климата в коллективе, наглядно показав, как нужно отстаивать принципы.
Огромный опыт позволяет Римме Михайловне иметь свое мнение по поводу модных педагогических новаций. Их много было на ее учительском веку, но ни одна из них не стала истиной в последней инстанции, ни одна из них не сотворила чуда. Да их и нет, этих самых чудес в педагогике. Чтобы был результат, нужен труд, труд и еще раз труд. Сама великая труженица, это качество она больше всего ценит и в других.
А еще такой «довесок» к работе, как классное руководство, тоже достоин внимания. Семь выпусков - своеобразный рекорд. Уму непостижимо, скольких ребят, а может девчат в первую очередь, отвела Римма Михайловна от края бездны, куда они готовы были упасть. Сейчас она души не чает в своем 7а классе. Радуясь успехам своих подопечных, Римма Михайловна всегда тепло благодарит за качественную их подготовку первую учительницу — Шкиндер Валентину Васильевну, которая раз за разом выпускает прекрасно подготовленных учеников. Сейчас эта чудесная учительница набирает первый класс.
Наверняка и они не минуют уроков Заслуженного учителя России — уж больно она обожает классы Валентины Васильевны.
Не хочется, чтобы о героине очерка складывалось мнение как о типичном трудоголике, у которого, кроме работы, и интересов-то никаких нет. Есть, и много. И вообще этр очень живой, остроумный ценящий хорошую шутку человек. Это любящая мать и бабушка. Нежно любя своего сына, она просто души не чает в своем внуке-второкласснике Вите (то еще шило!). Обожает классическую музыку. Ее кумиры — Плассидо Доминго, Хосе Кррерос и Лучиано Паваротти. В последнее время внимательно приглядывается к восходящей звезде Николаю Баскову, но окончательного мнения о нем пока не сформировала. Из попсовых ей приходится по сердцу Александр Малинин — наверно, ее подкупает аристократизм певца и его изящные манеры. В хорошей компании сама может спеть романс дуэтом с сестрой.
Что еще? Да много чего...
Прекрасно знает русский язык и сильно не любит, когда кто-то не соблюдает его нормы в устной или письменной речи. Ее отмечают невероятная аккуратность и даже эстетика в работе, что составляет понятие высокая культура труда», прекрасно шьет (например, фартуки девочкам на конкурс. Ночью! Кому-то еще это надо?) — список можно продолжить до бесконечности...
...Очень хотелось бы закончить этот очерк на высокой оптимистической ноте. Не получается. Уж больно разительный контраст между тем, что делает человек для общества (читай: для нашего города), и чем общество (читай: наш город) платит такому человеку. С материальными стимулами разобрались. Они с огромным знаком минус. Поговорим о моральных.
Вопрос первый: сколько среди почетных граждан города Качканара учителей? Ровно ноль, и ни одним больше. У наших соседей — ни-жнетуринцев — два. А наш качканарский брат учитель, вишь, не достоин.
Вопрос второй: когда в последний раз в Качканаре награждали учителя государственной наградой? Вопрос на засыпку. Опять же не достойны. Мудрая наша Римма Михайловна говорит: «Оценка работы учителя — знания учащихся». Все верно. Однако... Одним словом — однако!
Добавлено 01.02.2016г. материал газеты "Качканарский рабочий" 12.04.2002г. Татьяна Семакина
В царстве математики
Посвящаю Р.М.САБАНИНОЙ, заслуженному учителю России.
Ясно помню, хоть и было так давно:
В класс учительница новая вошла —
Туфли-лодочки и платье-кимоно,
Элегантна, обаятельна, мила.
Для восторженных девчонок и парней
Образ тот очарованья не терял.
Числа, дроби, извлечение корней —
Непростой, но интересный материал.
Объясняет детям в школе у доски
Мир котангенсов, углов, гипотенуз.
Только стали чуть пониже каблуки:
Мастерство и опыт — ощутимый груз.
Промелькнуло незаметно тридцать лет
В окружении задач и теорем.
Математика — серьезнейший предмет,
Но с учащимися не было проблем.
Эта женщина по-прежнему стройна,
Хоть немало утекло с тех пор воды.
Наконец-то знаменитая страна
Оценила многолетние труды.
Время славы потихонечку пришло,
Наступил и для нее свой звездный час.
Не растеряно душевное тепло
И огонь энтузиазма не погас.
ТатьянаСЕМАКИНА
Качканарский рабочий
2002, 12 апреля